Вас приветствует
«Петровский кадетский корпус»
Достойное образование
и верность традициям!

О кадетском корпусе

Школа развития для ваших детей.

Поступающим и родителям

Перечень документов для поступления.

Кадетское образование

Об особенносях кадетского образования.

Вопросы и ответы

Оставляйте свои вопросы и пожелания.



этническое разнообразие Забайкалья

Раздел: История
19-04-2024

В этническом разнообразии Забайкалья среди русского населения выделяются этнокультурная группа, которую приято назвать «семейские». Семейские проживают в основном в юго-западной части Забайкалья. Семейские - это потомки страбоорядцев (староверов), расселенных здесь во второй половине XVIII века. Значительная удаленность большинства семейских селений от городов и промышленных центров, труднодоступный горный ландшафт местности, замкнутый образ жизни и тесные семейно-родственные связи диктовавшиеся религиозными устоями - все это способствовало сохранению почти в первозданном виде жизненного уклада, быта и культуры предков семейских. Поселенные в климатически наиболее благоприятных территорий Забайкалья, семейские принесли и развили здесь культуру земледелия, огородничества, строительной техники и домашнего ремесла.

Используя традиционную русскую систему земледелия - двуполья с переломом - семейские выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, в небольших количествах озимую рожь.

Огородными работами занимались женщины, а также дети. Сажали традиционно для Забайкалья и его климата огородные культуры: картофель, капусту, морковь, свеклу, огурцы, репу, чеснок, лук, турнепс.

Занимались животноводством, которое носило подсобный характер. Разводили овец, коров, лошадей, коз, свиней. Большие зажиточные семьи имели больше разного скота.

Охота, которой занимались мужчины считалась вспомогательным промыслом, она обеспечивала семейских продуктами питания, а также шкурами для теплой одежды. Основными объектами звероводства были белка, лиса, соболь, хорек, волк, медведь, кабарга, изюбрь и различные птицы. Кроме того было развито подсобное рыболовство. В питании использовались и дары леса, кедровые орехи, грибы, ягоды.

Семейские занимались домашним ремеслом. Они изготовляли глиняную деревянную посуду, железные, литые и кованные инструменты, занимались выделкой кож.

Среди домашних ремесел особое место занимали прядение и ткачество, которые были женскими занятиями и были развиты в основном в селениях по реке Чикой.

Сохранялось и традиционная русская застройка крестьянской усадьбы. Отдельные части домов семейских украшались резьбой и росписью. Расписывали различную домашнюю утварь. В качестве украшений и оберегов семеиские использовали железные кованые жуковины, которые укреплялись на калитках ворот вместе с дверным кольцом.

Одежда семейских

К одной из особенностей народно-бытовой культуры семейские Забайкалья относится их приверженность к особого рода одежде, которую можно назвать подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. В одежде семейских исследователи, прежде всего, выделяют севернорусский комплекс, находя в нем черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусские влияния. Любовь семейских к яркости в костюме, узорочью, обилию нагрудных украшений, способу подвязывания дополнительного платка под подбородком, обычаю украшать головные уборы цветами (живыми и искусственными) - все это близко к украинской традиции. Сюда же относится' обильное использование лент (особенно в костюме семейских Красного Чикоя, бисерные украшения и украшения из перьев селезня (пушки, кучери), девичий косник. Многие из перечисленных черт можно отнести и к южно-русским. Это подтверждается и тем, что мужской комплекс - смешанный. Рубаха типично русская - косоворотка, а штаны -украинско-белорусского типа. Также видно пристрастие семейских женщин к вышиванию, где они использовали шов «крестиком», так называемый «малороссийский шов» и полукрестом - русский. Характеризуя своеобразие комплекса одежды семейских мо|(но говорить о том, что формирование этого комплекса в его основных чертах, по-видимому относится к периоду пребывания семейских в районах старо дубья (конец XVII - начало XVIII в.) расположенных на северной территории современной Украины, юго-востоке Белоруссии, куда в то время стекались большие группы русских староборядцев из разных губерний России. Это очевидно, и обусловило такое сложное сочетание разнообразных черт, особенно в красочном женском костюме.

Женский костюм

В комплекс женской одежды входят следующие элементы:

Рубаха поликовал. Шьется со станушкой, для пошива рубахи использовался ситец, рубахи обычно цветные, без узора. Будничные - ситец, сатин, праздничные - кашемир и шелк, с ситцевой становинкой. Характерной чертой поликовых рубах является сборка ворота;

Сарафан. У страрообрядцев - переселенцев села Архангельское Красночикойского района распространен косоклинный сарафан из четырех полотниц и двух клиньев. Дошли до нашего времени сарафаны из ситца, штапеля, хлопчано-бумажных тканей. Они имеют узорчатую рассветку с цветами, рукава и низ сарафана подшиваются обтачкой (тонкими полосками красной ткани) без разрывов. В будни одевали сицевый, сатиновый сарафан, а в праздники - кошемировый или шёлковый, цветной, яркий с узорами; низ сарафана обшивали лентами в два ряда или «биями» из материи обязательно другого цвета. Сарафан для крепости спереди и сзади с изнанки от верха до низа подбивали полосками материи. На подали широкая, в 35 см. подшивка. Под сарафан на рубаху одевали нижнюю юбку, ситцевую, бумазейную. Чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было не мало потрудится. Сначала нужно было посеять сем^ конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, так как мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце, после этого холст готов. Из него шили и женскую одежду и мужскую, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи. Поверх сарафана повязывали гарусный кушак, пояс тканый из щёлка, ниток или шерсти. Пояс делали очень хорошо, украшали геометрическими фигурами из разных ниток. Сборку на поясе, карман, в котором женщина хранила разные вещи: платочек, наперсток. Поверх сарафана «запан» - фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами, или «биями». Запан' покрывает переднюю часть сарафана и доходит до 7 половины груди. На талии около шеи он держится на шнурке или ленте. Поверх рубахи одет на цепочке или шнурке медный крест запрятанный под запан. Запан являлся обязательной частью костюма семейских. Запан состоит из нагрудника и подола. В селе Архангельское Красночикойского района распространены запаны из ситца и хлопчато-бумажной ткани, в праздничные -из шелка с цветным узором (крупные цветы на более темном фоне). Запан украшается поперечными складками на подоле, кружевами и лентами.

Пожалуй, самым интересным элементом костюма семейских является головной убор - кичка.

Кичка состоит из очипа (каркаса) - тряпки накручиваются на валик, сшиваются и обшиваются тканью. Кичка, сшита из стеганой материи в форме шляпы, имеющей впереди возвышение - рожок, к затылку же кичка понижается. Пояска (нижется из жемчуга), украшается черными перышками селезня. В большинстве передняя часть обшиты бисером и «кучерями» из гусиных перьев, сзади кички одевается из ползумента «назатыльник» или «подзатыльник» (хотя на назатыльники чаще всего одеваются в праздник).

Кокошник с позументом. Подзатыльник позументовый, из бисера или жемчуга. Поверх всего повязывается байховый платок. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось. Кичка покрывалась шалью, атласной или кашемировой, у молодых - простым куском материи, обшитым кистями - у старых. «Раньше и старые носили атлас - хорошо жили, а теперь у молодых-то нету-ка», -говорила одна из семейских старух. Шаль завязывается углом, два конца её перевязываются спереди и прячутся сбоку, два других конца падают на шею. Иногда молодежь украшают кичку поверх шали брожками и цветами. Во время холода женщины покрывали уши свернутым платком или шалью, концы которых торчат кверху, как уши, а середина задета под подбородок. В особо торжественных случаях надевали кокошник, шитый из позумента - вид широкой туфли: одевается прямо на кичку и покрывается с боков шалью.

В настоящее время кокошник выходит из употребления, а раньше был необходимый принадлежностью каждой женщины и наравне с кичкой освещался при венчании в церкви. Дома, во время работы женщины носят «колмычку», т. е. шаль, повязанную без кички поверх головы, или же платок концами назад.

На ногах у семейских были белые чулки чуть ниже колен, и чирки с оборками. Чирки служат большей частью для работ по дому и по двору. Ушки чирков украшались красными подзорами. Чирки строчатся или белыми или красными нитками. Их шили из кожи, а оборки ткутся на берданке из цветной шерсти. На, чулки такие оборки нашивались белой широкой полоской. Чирки носили как взрослые, так и дети. Также на ногах носили «штиблеты» - ботинки, сапоги или ходили босиком.

В качестве верхней одежды женщины носили короткие куртки, расклешенные к низу и сшитые из черного плиса. Такие куртки назывались «курмой», также носили халаты. «Курма» - это одежда сшитая клиньями. Халат доходит до колен, рукава обыкновенно висят, немного сзади. Надет он почти всегда «нараспашку»: иногда, идя в церковь, надевают его на рукава. Шьется халат из разноцветной материи, темно-зеленого, бордового и других цветов. Материал для изготовления такой одежды: плис, шелк. В церковь, в теплую погоду, женщины надевали шаль в роспуск, двумя концами завязывая под подбородком, а остальную часть спускали назад, зимой же нажевали меховые шубки, с меховым воротом.

Важнейшим дополнением женского костюма были украшения: жерелок из речного жемчуга с галашками на красной или белой ткани, Щ. ожерелье из янтаря, перламутра, различи^ монисты. Также носили различные бусы, серьги, броши, заколки со стеклянными вставками, кольца, перстни «печатки» - кольца в виде печати с украшением. Перстни «печатки» и серьги в некоторых селах делали свои мастера.

Женский костюм семейских производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков. Особенно в праздники. Шелк, кашемир, атлас самых разнообразных оттенков и цветов, пестреют на улицах и около домов.

Наряд девушек отличался от замужних только отсутствием кичек. Вместо неё девушки носили платки, завязанные концами назад, или же ходят без платка, простоволосые, ато носят «пядики» - бумажные вязаные шали. В праздники, когда они шли в церковь, в малельный дом, одевали повязку, сшитую из бисера и нашитую на полоску из материи. Повязка обвязывалась вокруг головы и спускалась бисерными кистями на лоб. Обыкновенно повязка одевалась «на гумашку», картон, вырезанный в форме кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки одевали шаль в роспуск на спину, тогда получался очень красивый убор, напоминающий грузинский. Как и замужние, девушки носили на плечах шали; кроме того, у девушек украшений ещё больше, чем у женщин, - вся грудь обвешана бусами (от 5 до 20 нитей). В будни как замужние, так и девушки носили сарафан подоткнутый спереди так, что почти до колен видна нижняя юбка.

Мужской и детский костюм

Мужской костюм семейских состоял из холщевых штанов и рубахи косоворотки. Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким поясом, реже -узким пояском или тесьмой. Старики носили рубахи без ворота с узенькой обшивочной. Мужчины и молодые парни носили рубахи, которые имели воротник-стойку с застежками-пуговицами. Так же молодежь носила рубахи с открытым воротом, подпоясанные ремнем, или же самодельным широком поясом. На ногах сапоги или ичиги, перевязанные «оборкой», «подвязкой». Из верней мужской одежды носили - курты, поддевки. Носили на голове заимствованные у бурят меховые шапки (малохай), круглые войлочные или самодельные шерстяные шляпы, у молодежи «пинжак и куртка» (картуз). В малельный дом все мужчины надевали старинные халаты, длинные до пола. На работу одевали «шанели» - сшитые из домашнего сукна пиджаки или зипуны. Зимой носили овчинные полушубки или тулупы, на голове волчьи, заячьи шапки. На руках в зимнее время рукавицы «варьги» - варежки из шерсти овец, вязанные одной иглой «русские», а также обыкновенные вязки - на пяти иголках, на ногах, как мужчины, так и женщины носили шерстяные чулки, вязанные на одной игле - безпятные или обыкновенные с пяткой. Мужчины носили иногда бурятские унты, надевали так же, хотя не все и валенки.

Детские костюмы не чем не отличались от костюмов взрослых: на мальчишках такие же рубашки и штаны как у взрослых, девочки одеты в сарафаны и' запаны.

Символика света и орнамента в одежде семейских

Одежда семейских имеет определенную символику цвета и орнамента. Каждый цвет и узор, присутствующий в одежде имеет свое значение. Костюмы семейских очень красочны и красивы, в них присутствуют цвета: красный, червонный, алый, багряный, огненно-красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, серый. Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет - жизнь, огонь, кровь; желтый - огонь, зеленый - жизнь, огонь; синий и черный - пламя; белый - свет, праздник; голубой и серый - надежду. Одежда была не только защитой от холода, но и была своеобразным оберегом, поэтому в её цвете, узорах зашифрованы магические знаки. Обереги вышивали цветными нитями. В основном вышивки делались по подолу, вороту, рукавам и груди. Ромбы с точками посредине и простые ромбы - символ плодородия; древо жизни - символ матери земли; круги - солнце; кресты и зигзаги - дождь и вода. В орнаменте также есть образы животных. Мужская рубаха обшивалась красной тесьмой - оберегом. Обшивались рукава, подол и ворот. Красная тесьма защищала жениха от сглаза.


Другие статьи по теме:
 История применения собаки в военном деле
 Как же человек воевать учился?
 Военное образование в России
 Хортица златоносная
 Древняя Греция

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


www.petrocadet.ru 2012 - 2024 Кадетский корпус